Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне.

Пилотная апробация Национального рейтинга прошла в 2014 году в 21 субъекте Российской Федерации. Первый полномасштабный рейтинг был проведен в 2015 году. Работу региональных команд по созданию комфортных условий для бизнеса оценили в 76 субъектах Российской Федерации. В 2016 году исследование охватило все 85 регионов России. 4 из них — Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ, Республика Крым и Севастополь — оценивались вне рейтинга. В 2017 году в рейтинге на общих условиях приняли участие все регионы России, 51 регион по результатам Рейтинга продемонстрировал общий рост интегрального показателя по сравнению с прошлым годом. В 2018 году рост в рейтинге продемонстрировали 78 регионов.

Результаты Рейтинга

25 мая 2018 года на площадке Петербургского международного экономического форума
был представлен топ-20 регионов Национального инвестиционного рейтинга субъектов РФ.

Лучшие практики

По результатам Национального рейтинга 2017 года проведен анализ на основании собственного значения региона и динамики изменения значения показателя с 2016 до 2017 год. Регионы, в которых одновременно наблюдается и высокое значение показателя, и значимая динамика, выделены как возможные носители лучшей практики.

Сборник лучших управленческих практик - 2014
Сборник лучших управленческих практик - 2017

Методология (скачать)

Методология включает в себя три ключевых элемента: систему показателей, принципы сбора и обработки данных, методику расчета результатов. При разработке методологии учтен опыт существующих отечественных и международных рейтингов и иных механизмов оценки инвестиционного климата.

Структура рейтинга

Рейтинг состоит из 44 показателей, которые группируются в 17 факторов, составляющих 4 направления:

1. Регуляторная среда.
Качество предоставления государственных услуг – показатели эффективности оказания различных государственных услуг для бизнеса: время прохождения, количество процедур и удовлетворенность предпринимателей типовыми административными процедурами (например, регистрация юридических лиц, выдача разрешений на строительство, выдача лицензий, регистрация прав собственности на недвижимость, подключение к электросетям).

2. Институты для бизнеса.
Эффективность институтов для бизнеса - наличие и качество инструментов защиты и улучшения инвестиционной среды. Показатели работы и динамики развития институтов и механизмов для бизнеса (например, наличие и качество законодательства, защищающего права инвесторов, механизмы поддержки инвестиционной деятельности, оценка уровня коррупции и развития механизмов ГЧП).

3. Инфраструктура и ресурсы.
Наличие и качество инфраструктуры – показатели работы и уровня развития инфраструктуры, а также доступности ресурсов для ведения бизнеса и инвестиционной деятельности (например, оценка мер государственной поддержки и наличие финансирования, наличие физической инфраструктуры и ресурсов – таких, как автомобильные дороги, телекоммуникационная инфраструктура, наличие объектов инвестиционной инфраструктуры (технопарков, промышленных парков и инкубаторов), наличие, квалификация и достаточность необходимых трудовых ресурсов).

4. Поддержка малого предпринимательства.
Уровень развития малого предпринимательства (например, количество субъектов малого предпринимательства в расчете на 1 тысячу человек населения региона) и эффективность различных видов поддержки малого предпринимательства (например, оценка процедур получения государственного и муниципального заказа для субъектов малого и среднего предпринимательства, оценка необходимой для ведения бизнеса недвижимости, оценка доступности кредитных ресурсов и т.д.).

Кроме того, вне рамок Рейтинга проводится сбор данных по 31 дополнительному показателю в целях анализа их применимости для включения в методологию в будущих периодов, а так же для выявления лучших практик в регионах по показателям, не включенным в Рейтинг.

Сбор и первичная обработка данных

Получение информации по показателям осуществляется путем проведения опросов предпринимателей и экспертов, а также с использованием статистических данных.
 
Выделяются три различных подхода к формированию выборок для опросов:

1. Показатели, оцениваемые путем экспертной оценки.
Для каждого региона формируется база из 35-40 экспертов на основании списков кандидатов, представленных деловыми объединениями («Опора России», ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия») и Агентством стратегических инициатив (АСИ). Выборка респондентов для экспертной оценки формируется случайным образом из списка представленных кандидатов. Количество опрошенных респондентов по каждому из регионов – не менее 20.

2. Показатели, оцениваемые путем опроса предпринимателей из общей генеральной совокупности.
Опрос по показателям, по которым нет специфических требований к респондентам, осуществляется с помощью многоступенчатой стратифицированной (квотной) выборки, представляющей качественную модель бизнеса региона в общем, а также репрезентирующей каждый регион по двум критериям – размер и отрасль предприятия. Объем базовой выборки составляет 300 респондентов на регион (максимальная статистическая погрешность составит 5,5%).

3. Показатели, оцениваемые путем опроса предпринимателей из специальных генеральных совокупностей.
Отбор респондентов осуществляется по критериям, описанным в гл. 5 Методологии - например, реальный опыт взаимодействия предпринимателей с органами власти по тем или иным вопросам либо получение определенных услуг, столкновение с определенными ситуациями и т.п.
Для каждой группы вопросов формируется базовая совокупность. При этом могут использоваться списки потенциальных респондентов, представленные деловыми объединениями («Опора России», ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия»), АСИ, а также федеральными, региональными и местными органами исполнительной власти, ведомствами, организациями, осуществляющими оцениваемые действия (например, регистрацию предприятий или подключение к электросетям). Минимально возможное количество опрошенных при целевом отборе для каждого региона – 25 респондентов (за исключением ситуаций, когда вся генеральная совокупность менее 25).

*Информация взята с официального сайта Агентства стратегических инициатив: https://asi.ru/investclimate/rating/