О регионе

Общая информация

Общие сведения

Иркутская область расположена на юге Восточной Сибири, почти в центре Азиатского материка, на пересечении основных транспортных магистралей, соединяющих Европу с дальневосточными районами России и странами Азиатско-Тихоокеанского региона, благодаря этому регион является привлекательным инвестиционным центром для компаний, активно сотрудничающих со странами АТР.

История

В XVII веке центр Иркутской области - г. Иркутск приобрел большое значение как транспортный узел и торговый центр Восточной Сибири. Было положено начало образованию, науке, издана первая книга (1807г.), открылись театр (1849г.), школа (1781г.), типография (1805г.), больница (1807г.), библиотека (1938г.), девичий институт (1845г.).

В 1864 году была налажена телефонная связь, в 1898 - через город прошел поезд Транссибирской магистрали, в 1907 - появилось электрическое освещение, построен водопровод, проведена телефонная линия. Центрами торговой жизни города были гостиные дворы. Более высокой степени коммерческого сервиса не было ни в одном сибирском городе.

В 1930-х годах в области развернулось индустриальное строительство, с 1928 по 1929 год начались регулярные авиаперелеты из г. Иркутска в другие города России. В 1970 году г. Иркутск включен в число заповедных российских городов с сохранением станинной застройки и планировки. В 1997 году Всемирный фонд спасения памятников включил г. Иркутск в список ста городов, первостепенных для реставрации исторического центра.


Культура

За три с половиной столетия Иркутск из скромного деревянного посада превратился в крупный современный город. В городе  расположены уникальные исторические памятники и архитектурные комплексы.

Памятник царю Александру III (1908г.), скульптор Р. БахПамятник установлен в честь окончания строительства Транссибирской железнодорожной магистрали. На сторонах пьедестала: двуглавый орел держит в клюве царский рескрипт о начале строительства железной дороги, барельефы покорителя Сибири Ермака и генерал-губернаторов М. Сперанского, Н. Муравьева.

Краеведческий музей (1883г.) бывший Восточно-сибирский отдел императорского русского географического общества, автор проекта - архитектор Г.В. Розен. В музее собрана уникальная этнографическая коллекция, одежда народов Сибири, культовых шаманских предметов, коллекция оружия, редкие документы XVII в. - со времен освоения Сибири. 
 
Художественный музей самый известный в Сибири. В музее представлены коллекции древних икон, портретная галерея русской коллекции, западноевропейская живопись XVII-XIX вв. Коллекции Японии и Китая включают живопись, фарфор, дерево, металл.  
Польский костел (1881г.) был построен на пожертвования католических приходов Российской империи. Стиль здания - неоготика. В 1978 году в здании открылся органный зал.  
Спасская церковь (1713г.) - самая древняя из каменных построек сохранившихся не только в городе, но и в Восточной Сибири. Это редчайший памятник культурного зодчества. Именно на этом месте более 300 лет назад казаки основали острог. В начале XIX в. фасады Спасской церкви были украшены фресками, главная из которых - настенная роспись плащаницы с Нерукотворным Образом Христа.  
   
   
   
   
   

Туризм

В Иркутской области имеются уникальные условия для развития туризма и отдыха. Неповторимая красота, многочисленные минеральные источники, чистейший горно-таежный воздух, исторические и культурные особенности традиционно определяют высокий интерес туристов к региону.

Визитной карточкой области является оз. Байкал - самое глубокое и чистое на планете. В Байкале сосредоточено 23 тыс.км3или 20% мировых запасов поверхностных пресных вод, отвечающих по микробиологическим, органолептическим и гидрохимическим параметрам лучшим стандартам качества чистой питьевой воды. Весной прозрачность байкальской воды составляет целых 40 м. Объём воды в нём больше, чем во всех вместе взятых Великих озёрах Северной Америки. В 1996г. оз. Байкал включено в Список объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.  





Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) - архитектурно-исторический памятник начала XX в., являющийся одним из звеньев великой Транссибирской магистрали. Дорогу назвали "Золотой пряжкой стального пояса России", на 84 км. длинны приходится 39 тоннелей, 440 мостов. Самый длинный тоннель - 778 м., самый крупный мост - 123 м. КБЖД - пример гармоничного единства природной и культурно-исторической среды.





Архитектурно-этнографический музей под открытым небом "Тальцы" - это более трех столетий сибирской жизни и истории. В Тальцах усадьбы первых русских поселенцев, деревянные крепостные башни, церковь, старинные мельницы с настоящими предметами быта XVII-XVIII вв. Главные достопримечательности музея  - Спасская башня Илимского острога (1667г.), церковь Казанской Божией Матери (1679).